История создания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (сокращенное название – КДНиЗП) — российский специализированный государственный орган, призванный координировать деятельность всех государственных органов и общественных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основной целью деятельности КДН и ЗП (далее - «Комиссии») является обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для социального становления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, адаптации и реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, детей, пострадавших от насилия и жестокости.
Деятельность Комиссий основана на нормах и принципах международного права, определенных Конвенцией ООН о правах ребёнка, регламентируется положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими нормативными правовыми документами Российской Федерации в сфере защиты прав детей.
Порядок образования Комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
История создания комиссий исчисляется с 14 января 1918 года, когда В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер воспитательного и принудительного характера. Таким образом, Комиссии по делам несовершеннолетних предназначались для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних, не достигших 18 лет, были упразднены.
В июле 1920 года Советской властью утверждена первая инструкция о работе Комиссий. С этого времени основная задача Комиссий была определена как оказание медико-психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а Комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам Комиссии материалы уголовного дела, и решение принималось коллегиально. Заседания Комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность.
31 мая 1935 года СНК СССР принял постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», и Комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были упразднены.
Вновь Комиссии возродились в период в 1957 году постановлением Совета Министров РСФСР. Комиссиям была возвращена роль органа, как и в начале 20-х годов, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений.
Спустя 10 лет, в 1067 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», которое действует и в настоящее время.
В 1999 году был принят Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который впервые определил перечень субъектов системы профилактики в этой сфере и возложил на Комиссии важную роль – координации деятельности всех органов и учреждений по защите прав детей.
В настоящее время Комиссиям придается особое внимание, их работа приобретает значимость и актуальность на современном этапе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
Комиссии по делам несовершеннолетних Енисейской губернии, так же, как и детские инспекции, приемники-распределители, находились в ведении подотдела правовой защиты детей и несовершеннолетних Енисейского губернского отдела народного образования, организованного в 1920 году. Председателем Губернской комиссии по делам несовершеннолетних был Сергей Иванович Миловидов, членами комиссии были врачи, народные судьи, сестры и братья социальной помощи.
Задачей комиссии по делам несовершеннолетних на тот период времени стало определение мер медико-педагогического воздействия на несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях. Вместе с тем большинство правонарушений несовершеннолетних в те годы носили случайный характер.
В каждом уездном городе (Канск, Ачинск, Енисейск, Минусинск) также имелись комиссии по делам о несовершеннолетних. Действия их, в основном, были таковы: разобрав дело по обвинению несовершеннолетних, комиссия делала обвиняемым внушение, или же отдавала их под надзор родителей или работников социальной помощи, или помещала их в детские дома и интернаты.
Параллельно с комиссиями по делам несовершеннолетних в этом же направлении и в тесном сотрудничестве работали несколько организаций. Поэтому для руководства работой различных советских учреждений в области улучшения жизни детей 10 февраля 1921 года была организована полномочная комиссия по улучшению жизни и быта детей при Всероссийском Центральном исполнительном Комитете. Согласно положению, в ней представительствовали следующие учреждения: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия, Рабоче-крестьянская инспекция, Наркомат здравоохранения, Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов, Наркоматы продовольствия и просвещения. Председателем Всероссийской комиссии по улучшению жизни детей стал председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии Феликс Эдмундович Дзержинский.
27 марта 1935 года в связи с организацией Красноярского края постановлением Президиума Красноярского крайисполкома № 329 организуется краевая комиссия по делам несовершеннолетних.
Сотни разутых и раздетых ребятишек Уфы, Самары, Челябинска и других городов Поволжья направлялись в Сибирь «за хлебушком». В связи с огромным количеством голодающих детей Сибири предстояло принять 32 санитарных поезда в среднем по 400 детей. И это только так называемые организованные дети - из детских домов и других учреждений. А сколько их добиралось самостоятельно! На Енисейскую губернию по общесибирской разверстке приходилось 2000 детей из голодающих губерний Центральной России. Не хватало помещений, не было приемника-распределителя, в котором дети могли бы пройти карантин. Поэтому для дополнительного получения средств Комиссии по улучшению жизни детей при Красноярском окрисполкоме были переданы квасной завод «Богатырь», жилые дома, портновская, швейная, сапожная, столярная, гармонная, жестяно-кузнечная, шапочная, пимокатная, часовая мастерские, фотомастерская, гужевой парк, парикмахерская, столовая-буфет, веревочное производство, пасека, кузница, гончарное производство.
21 февраля 1936 года в Красноярске создается краевой фонд по организации помощи беспризорным детям имени В.И. Ленина.
В течение последующих лет деятельность комиссий неоднократно изменялась: уточнялись их функции, расширялись полномочия. Но основная цель деятельности комиссий - координация и организация работы по профилактике преступности, правонарушений несовершеннолетних, их безнадзорности и беспризорности - оставалась неизменной.
Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года определило исполнение мер административного воздействия. Со временем эта функция также усложнялась, увеличивались полномочия.
В Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» четко закреплено лидирующее положение комиссий в системе органов и учреждений, занимающихся профилактикой указанных явлений среди несовершеннолетних и ее правозащитная функция. В названии «комиссии по делам несовершеннолетних» добавилось «и защите прав».
В Красноярском крае система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав представлена двумя взаимодействующими уровнями:
1. Краевой уровень. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края (деятельность обеспечивается 3-мя штатными работниками);
2. Муниципальный уровень. 75 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края.